Ко́тлас — город (с 1917) в Архангельской области России. Административный центр Котласского района (в состав которого не входит) и городского округа Котлас[2].
Население — 60 532[1] чел. (2014).
Город расположен в районе впадения Вычегды в Северную Двину, в 600 км от Архангельска.
Содержание
- 1 Климат
- 2 Городской округ
- 3 Символы города
- 4 Котласлаг
- 5 История6 Население
- 7 Транспорт
- 8 Экономика
- 9 Культура
- 10 Достопримечательности
- 11 Средства массовой информации12 Города - побратимы
- 13 Отражение в кинематографе
- 14 Отражение в литературе
- 15 Почётные граждане города
- 16 Примечания
- 17 Литература
- 18 Ссылки
Климат
Город Котлас приравнен к районам Крайнего Севера.
В Котласе умеренно континентальный климат с продолжительной зимой и коротким тёплым летом.
- Среднегодовая температура — +2,0 C°
- Среднегодовая скорость ветра — 3,2 м/с
- Среднегодовая влажность воздуха — 79 %
Климат Котласа | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Показатель | Янв. | Фев. | Март | Апр. | Май | Июнь | Июль | Авг. | Сен. | Окт. | Нояб. | Дек. | Год |
Абсолютный максимум, °C | 5,5 | 4,3 | 14,5 | 26,9 | 33,0 | 33,9 | 35,5 | 35,2 | 28,7 | 21,6 | 10,6 | 5,5 | 35,5 |
Средний максимум, °C | −9,6 | −7,6 | −0,1 | 7,9 | 15,6 | 20,9 | 23,5 | 19,5 | 13,0 | 5,3 | −3,1 | −7,4 | 6,5 |
Средняя температура, °C | −13 | −11,4 | −4,6 | 2,5 | 9,3 | 14,9 | 17,6 | 14,1 | 8,6 | 2,5 | −5,6 | −10,5 | 2,0 |
Средний минимум, °C | −16,8 | −15,3 | −8,9 | −2,2 | 3,6 | 9,1 | 12,0 | 9,5 | 5,0 | 0,0 | −8,3 | −13,8 | −2,2 |
Абсолютный минимум, °C | −47,1 | −44,9 | −36 | −29,9 | −12,8 | −3 | −0,8 | −3,6 | −7,1 | −22,5 | −36,8 | −44,9 | −47,1 |
Норма осадков, мм | 37 | 29 | 28 | 31 | 47 | 68 | 74 | 65 | 53 | 52 | 49 | 43 | 576 |
Источник: Погода и климат
|
Городской округ
В 2004 году был образован муниципальный район Котлас, состоявший из 2 городских поселений:
- Котласское городское поселение:
- Котлас (административный центр муниципального района),
- Вычегодское городское поселение:
Эта структура встретила множество возражений, и в 2005 году муниципальное образование Котлас получило статусгородского округа, состоящего из 4 населённых пунктов.
В Котласе находится центр Черёмушского сельского поселения Котласского района.
Символы города[править | править вики-текст]
Первый герб города Котласа был утверждён 9 октября 1987 года. Его автор — котласский художник Юрий Иванович Чирков[3].
![]() |
В поле стального цвета, олицетворяющего Север, расположена трёхконечная звезда голубого цвета, окаймлённая узкой золотой полоской, символ слияния 2 рек: Вычегды и Северной Двины, где расположен город. Звезду охватывает золотая полушестерня, рядом с которой находятся золотые эмблемы, символизирующие воздушный, железнодорожный и речной транспорт. В нижней части герба маленькая золотая ёлочка. Венчает герб флаг РСФСР, на голубой полосе которого дата образования города «1917», а на красной — название города «КОТЛАС». Буквы, цифры и узкая кайма золотого цвета. Герб рассказывает о том, что город крупный промышленный центр, транспортный узел с комплексом деревообрабатывающих предприятий | ![]() |
Работы по созданию и утверждению нового герба велись в течение 10 лет. Свидетельство о регистрации герба было получено 6 июля 2007 года. Его автором, так же как и предыдущей версии, стал Ю. И. Чирков[4].
![]() |
В червлёном поле лазоревая, окантованная золотом трёхлучевая звезда, верхний луч которой обременён золотой звездой о восьми лучах и сопровождён по сторонам двумя такими же звёздами и выше них двумя золотыми елями; поверх всего – золотое окрылённое железнодорожное колесо (колесо в центре трёхлучевой звезды, крылья выходят за её пределы ниже звёзд, сопровождающих её верхний луч). | ![]() |
В Положении о гербе Котласа дано толкование герба:
Гласный герб. В переводе с зырянского языка Котлас (Кодлас) означает «вход». Это действительно ворота на Север, в Сибирь, в Чудь Заволоцкую. Это крупный промышленно-транспортный узел Европейского Севера России. Три луча звезды символизируют средоточие трёх больших рек, в пересечении которых и образовался Котлас. Три звезды означают деревни, первоначально вошедшие в городскую черту: Жернаково, Осокориха, Петрухинская. Дугообразное расположение звёзд означает крупнейшие в регионе мосты через Северную Двину — автомобильный и железнодорожный. Крылатое колесо олицетворяет железнодорожный транспорт, развитие которого дало толчок образованию города. Ёлочки — знак лесного края, а также лесопереработки. Доминирующий золотой цвет элементов герба символизирует восход, расцвет, прогресс развивающегося города.
- Лазурь — символ красоты и величия.
- Червлень — символ мужества.
- Золото — символ богатства, справедливости.
В то же время начались работы по созданию гимна города. Была создана комиссия по выбору гимна. Текст, представленный на рассмотрение, должен был содержать исторические или географические данные. В начале 2010 года были отобраны 7 вариантов текста. После этого комиссия рассмотрела все варианты музыки к ним, которые предложили котласские музыканты[5]. 27 мая 2010 года было утверждено положение о гимне Котласа. Автором слов гимна стал Николай Завадский, а музыки — Сергей Абрамов[6].
Котласлаг
6 июня 1931 года был образован Котласский пересыльный пункт Усть-Вымского ИТЛ ОГПУ. Его профилем было хранение, транспортировка грузов в лагеря Коми АССР и переотправка этапов заключённых[7]. С 1938 года Котласская пересылка являлась самостоятельным учреждением ГУЛАГа. С мая 1940 года пересыльный пункт преобразован в Котласский отдел Главного управления лагерей железнодорожного строительства ГУЛЖДС. С этого времени количество заключённых составляло от 6 до 7 тысяч.[8]
История
Топонимика
По мнению местного краеведа и исследователя Кузнецова А.В., помимо названия города Котлас в Архангельской области, по русскому Северу разбросано ещё несколько десятков подобных названий. Чаще всего они относятся к небольшим речкам, ручьям. Напрашивается сравнение с топонимом Кетла (Формант "-ла" распространён в прибалтийско-финской топонимии в значении суффикса, обозначающего принадлежность к определённому месту. В финском языке "кето" - "луговина, поляна". Возможно, подобное слово было и в языке вепсов или чуди). В связи с чем и Котлас, возможно, означает "Луговой"[9].
Первые поселения
Первоначально вблизи современного Котласа находилось финно-угорское поселение Пырас. В публицистике XIX века указывается, что Пырас находился в устье Вычегды на месте Котласа[10]. Небольшое зырянское селение Пырас в устье Вычегды существовало уже в XIV веке.
На языке разных народностей (шорцы, кеты, самодийцы, коми и др.) топоним Пырас переводится как «кедровая река», «жёлтая река», «вход».
Именно здесь святой Стефан Пермский начал свою проповедь среди коми[11] в1379 году.
Первое упоминание названия «Кодлас (Котлас)» относится к первой четвертиXVII века в связи с попыткой братьев Андрея и Петра Семёновичей именитогорода Строгановых купить данное селение в личное пользование. Для этой цели ими была подписана Уговорная память, которую составил кабальный человек Петра Строганова Жданко Соломат. Точной датировки данный документ не имеет, но, судя по всему, относится к 1617—1625 годам[12]. В соответствии с этим документом Кодлас должен был не только отойти к вотчине Строгановых, но и в дальнейшем войти в состав Сольвычегодского уезда. По всей вероятности, именно это и произошло с деревнями, оказавшимися чуть позже на территории Антоновского общества Метлинской волости.
В 1634 году на географических картах, напечатанных в Голландии, отмечен Котлас. Северная Двина в XVII веке была единственной водной артерией для иностранцев, чтобы попасть в Московию, и хорошо описана[13].
В 1697 году упоминалось название реки Котлас:
А межа той деревне от водочерпа по речке Нимянде, до зимней большия дороги, до звоза, и по зимней дороге пеперек с нижнего конца, в Котлас-речку, и вверх по Котласу до Чёрной руды
В дальнейшем река Котлас стала Котлашанкой[14].
В 1674 году Котлас попадает на карту Русского царствафранцузского картографа Гийома Сансона и обозначается как „Kotlas“. Факт сам по себе интересный для истории, несмотря на то, что карта изобилует географическими ошибками. До постройки железной дороги это место имело малое экономическое значение. Здесь не было пароходной пристани, которая находилась на противоположном берегу, у деревни Усть-Курья[15].
В 1677 году в Амстердаме вышла в свет книга богатого нидерландского купца Бальтазара Койэтта, в которой описывается путь от Архангельска до Вологды по рекам Северной Двине и Сухоне. В ней упоминается Пырас.
Когда мы проехали мимо Комарицы и Туровецкой 11 октября 1675 года, здесь нам подул сносный ветер, который помог нам через большую часть мелей у Пыраса, некоего места, лежащего верстах 30 или 40, то есть 7 миль от Устюга… 12 октября пришли к разным деревням, лежавшим по обе стороны пути. По левую сторону лежало очень большое село Вотлажемское-Пречистенское, где мы простояли весь день и следующую ночь. Дело было в том, что смотритель лодки с лошадьми пришёл утром к его превосходительству и сообщил, что лодка с лошадьми засела на Пырасе, где глубина воды была не более 4 пяденей.
Возможно, что Пырас понятие собирательное, означающее местность слияния рек, отмелей, на территории которого была деревня Котлас с погостом Стефана Архидиакона[16].
В конце XIX века Котлас и находившиеся вокруг него деревни, расположенные севернее и восточнее Котласа, принадлежали Сольвычегодскому уезду. Сам Котлас входил в Удимскую волость Велико-Устюжского уезда[17].
Утверждённым 13 мая 1895 года положением соединённого присутствия комитета Сибирской железной дороги и департамента государственной экономии Государственного совета постановлено соорудить ширококолейный железнодорожный путь от станции Пермь Уральской линии до пристани Котлас на Северной Двине. Дорога составлялась из двух участков Пермь — Вятка и Вятка — Котлас, различного значения:
- линия Пермь — Вятка являлась необходимым звеном в цепи железных дорог, соединяющих Великий Сибирский путь с Москвой и Петербургом;
- линия Вятка — Котлас предназначалась для доставки на север России дешёвого хлеба[18].
В конце XIX века Котлас стал крупной железнодорожной станцией. В январе 1899 года была завершена постройка железной дороги Пермь — Вятка — Котласдлиной 812 вёрст. Берега Северной Двины были укреплены, а внизу около самой реки прямо к пристаням были проложены рельсы. Грузы, прибывшие Котлас по железной дороге, дальше уже отправлялись к Архангельску на пароходах[19].
А. Фирсов, около 1905 года посетивший Котлас, описывает город[20]:
Подошли к пристани, к слову сказать, во время вечерних стоянок парохода освещаемой электричеством, проводимым с парохода же. Берег очень высокий; на нём поставлен целый ряд товарных складов, от которых проведены к реке деревянные скаты для нагрузки грузов на суда. Внизу проложены железнодорожные пути. Само село очень невелико, и наибольшее число построек принадлежит железной дороге. Каменный храм велик, но самой ординарной архитектуры. Железнодорожный вокзал, одноэтажное кирпичное здание, отстоит от пристани почти па версту; пассажирам переправляться приходится пешком, а багаж, конечно, некрупный, перетаскивают мальчишки, во множестве толпящиеся на пристани. На противоположном берегу растянулось село Вондокурское, население которого в огромном количестве взращивает капусту, отправляемую в Сольвычегодск, Устюг и Вологду. На берегу, над пристанью воздвигнута высокая триумфальная арка в честь посещения села великим князем Сергеем Александровичем. Над аркою устроен длинный балкон с башенками, откуда открывается чудный вид на далеко убегающую двинскую долину, окрестные селения и широкую стальную полосу реки.
Во время гражданской войны Архангельск был взят интервентами и они продвигались по Северной Двине к Котласу. При подготовке к обороне было установлено несколько линий минных заграждений Двины, в 120 км от Котласа был перегорожен фарватер Двины. В ноябре 1918 была сформирована 18 стрелковая дивизия, получившая название Котласской[21].
В 1923 году Котлас состоял из четырёх деревень и посёлка железнодорожников[22].
Значение Котласского железнодорожного узла возросло в начале 30-х годов прошлого века. В 1930 году на станцию Котлас-Южный прибывало около 9 тыс. вагонов и порядка 11 тыс. вагонов отправлялось. Основные грузы — хлеб и лес. Перед Великой Отечественной войной грузооборот станции Котлас-Южный достигал 1 млн тонн в год[23].
17 февраля 1940 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Котлас был выделен в самостоятельную административную единицу областного подчинения.
В годы войны после завершения строительства Северо-Печорской железной дороги Котлас превратился в крупный транспортный узел. 28 декабря 1941 года из Воркуты был отправлен первый поезд по новой магистрали. В середине лета 1942 г. Северо-Печорская магистраль была введена в постоянную эксплуатацию на участке Воркута-Котлас-Коноша.
В госпитале пересыльного пункта Котласа в 1943 году скончался знаменитый польский актёр и режиссёр предвоенных лет Евгениуш Бодо (реабилитирован 18 октября 1991 года)[24].
В 1957 году был построен новый железнодорожный вокзал.
11 марта 1987 года на Котласском комбинате хлебопродуктов произошёл взрыв мучной пыли на четвёртой силосной башне. Тушение пожара продолжалось трое суток. В первом корпусе больничного городка выбило стёкла на восточном фасаде, и серьёзно повредило стены[25][26].
Население
Численность населения | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1911[27] | 1926[27] | 1931[27] | 1939[27] | 1959[28] | 1962[27] | 1967[27] | 1970[29] | 1973[27] | 1976[27] |
600 | ↗4000 | ↗5500 | ↗17 300 | ↗52 608 | ↗56 000 | ↗61 000 | ↘55 661 | ↗57 000 | ↗59 000 |
1979[30] | 1982[27] | 1986[27] | 1989[31] | 1992[27] | 1996[27] | 1998[27] | 2000[27] | 2001[27] | 2002[32] |
↗61 454 | ↗64 000 | ↗69 000 | ↘68 021 | ↗68 700 | ↘67 600 | ↘66 900 | ↘66 200 | ↘65 500 | ↘60 647 |
2003[27] | 2005[27] | 2006[27] | 2007[27] | 2008[27] | 2009[33] | 2010[34] | 2011[27] | 2012[35] | 2013[36] |
↘60 600 | ↘59 600 | ↘59 400 | ↘59 300 | ↘59 200 | ↘59 057 | ↗60 562 | ↗60 600 | ↘60 329 | ↗60 348 |
2014[1] | |||||||||
↗60 532 |
10 000
Транспорт
В транспортную систему города входит аэропорт,который принимает и отправляет самолёты из Архангельска, Сыктывкара и Санкт-Петербурга.Железнодорожные станции Котлас-Южный, Котлас-Северный иКотлас-Узловой.
Построенный в 2001 году мост через Северную Двину обеспечил связь Котласа по автодороге с Архангельском, Вологдой и др. С одной стороны, это послужило толчком к развитию промышленности и увеличению объёмов производства, с другой, увеличило конкуренцию, допустив на котласский рынок товары из других регионов.
В городе планируется строительство автодороги Киров-Котлас-Архангельск. Дорога будет начинаться в Южном микрорайоне города и пойдёт через Черёмушское сельское поселение.
Экономика
Основа экономики Котласа — железная дорога и связанные с ней предприятия. Эта отрасль приносит 40-45 % всех поступлений в бюджет городского округа Котлас. Градообразующее предприятие — Сольвычегодское отделениеСеверной железной дороги расположено в посёлке Вычегодском. В сфере железнодорожного транспорта существует постоянный спрос на квалифицированные кадры, а зарплаты выше, чем в среднем по городу.
Доля промышленности в отраслевой структуре экономики Котласа составляет 16 %. Большинство предприятий советского периода сумели сохранить свой профиль при переходе на рыночную экономику. Исключение составили мясокомбинат, после банкротства проданный по частям, и хлебокомбинат, который оказался слишком велик для современных условий. Вероятно, избежать других банкротств помогло вмешательство местной администрации, контролировавшей все процедуры банкротства и назначение управляющих, а также помогавшей в поиске инвесторов. Тем не менее, некоторые предприятия сократили объёмы и ассортимент производства.
Серьёзной проблемой для экономики Котласа является отсутствие производства электроэнергии. Цена на электроэнергию в районе на 80 % выше, чем в соседних регионах. Город обеспечивается электричеством отСеверодвинской и Архангельской ТЭЦ, работающих на привозном угле имазуте, и от энергоузла Котласского ЦБК, который работает на газе[37]. Проведение газопровода высокого давления к Архангельску и Северодвинску должно снизить себестоимость продукции и положительно повлиять на развитие промышленности в городе.
Основные сферы промышленности Котласа: машиностроение и металлообработка (49 %), лесная и деревообрабатывающая промышленность (22 %), пищевая (16 %), 6 % производства приходится на строительство. В постперестроечные годы после прекращения финансирования строительства жилья из федерального и ведомственных бюджетов эта сфера производства в Котласе практически сошла на нет. В 2000-х годах объёмы производства резко увеличились, так, за 2007 год они выросли на 38 %. Большая часть строительства ведётся на средства частных инвесторов. Строящиеся квартиры пользуются спросом у горожан и привлекают в город военнослужащих в запасе, реализующих жилищные сертификаты.
Возможности точечной застройки в городе практически исчерпаны, необходимо освоение районов, необеспеченных инфраструктурой. Муниципалитет принимает участие в строительстве объектов инфраструктуры, что должно упростить строительство на новых территориях. 22 % жилого фонда (2008) составляет ветхое и аварийное жильё, с 2005 года ведётся строительство социального жилья для его замещения. Администрация города активно участвует в областных и федеральных программах финансирования строительства, что позволяет при минимальных затратах из городского бюджета поддерживать высокие темпы строительства, в 2008 году Котлас занимал 1 место по вводу жилья на душу населения в области.
Сфера услуг в городе развита недостаточно, это касается бытовых, специализированных её отраслей. В 2008 году муниципальное предприятие, занимающееся пассажирскими перевозками, прошло процедуру банкротства и рынок был занят частными перевозчиками[38].
Основные предприятия города:
- Аэропорт Котлас, ОАО «Авиакомпания „Трансавиа-Гарантия“»;
- ГОУП «Пищекомплекс „Котласский“»;
- Котласский порт, филиал ОАО «Северное речное пароходство»;
- Лимендская база обслуживания флота, представительство ОАО «Северное речное пароходство»;
- ОАО «Котласская птицефабрика»;
- ОАО «Котласский электромеханический завод»;
- ОАО «Лимендский судостроительно-судоремонтный завод»;
- ОАО РЖД ВЧ-6, ЛВЧД-12, ПЧ-26;
- ООО «Издательский дом „Юг Севера“»;
- ООО «Котласский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат»;
- ФБУ «Севводпуть» (Северодвинское ГБУВПиС).
Культура[
В городе действуют Котласский драматический театр и Котласский краеведческий музей.
Достопримечательности
Памятник бойцам Северо-Двинской военной речной флотилии в Котласе установлен на берегу Северной Двины 1 ноября 1987 года. Его авторы — архитектор И. А. Шадрин и скульптор Валентин Михалёв[39][40].
Средства массовой информации
Телевизионное вещание
- 2 ТВК - НТВ (эфирное аналоговое ТВ)
- 4 ТВК - Рен ТВ / "Информационная компания МО КОТЛАС" (эфирное аналоговое ТВ)
- 8 ТВК - Первый канал (эфирное аналоговое ТВ)
- 11 ТВК - Россия 1 / ГТРК Поморье (эфирное аналоговое ТВ)
- 25 ТВК - РТРС-1 (первый мультиплекс - цифровое эфирное ТВ)
- 27 ТВК - 5 канал (эфирное аналоговое ТВ)
- 35 ТВК - Россия 2 (эфирное аналоговое ТВ)
- 39 ТВК - Россия К (эфирное аналоговое ТВ)
- 44 ТВК - РТРС-2 (второй мультиплекс - цифровое эфирное ТВ)
Радиовещание
- 69,44 МГц Радио России/Радио Поморье
- 101,2 МГц Радио Рекорд(План)
- 101,7 МГц Радио Шансон
- 102,7 МГц Ретро FM
- 104,2 МГц Радио Дача
- 104,7 МГц Европа плюс
- 105,5 МГц Русское Радио(План)
- 106,0 МГц Дорожное радио
- 107,0 МГц Хит FM
- 107,5 МГц Авторадио
Печатные
- «Вечерний Котлас» — независимая общественно-политическая газета. Издаётся с 1991 года. Тираж 6000 экз.
- «Двинская Правда» — старейшая газета города (основана 14 сентября 1930 года).
- «Котласский Курьер» — независимая информационно-рекламная газета. Издаётся с 2007 года. Тираж 3000 экз.
- «Котлас-точка» — городская молодёжная газета.
- «Новодвинский рейтинг» — рекламное издание. Тираж 34300 экз.
- «Юг Севера»[41] — рекламно-информационное издание. Издаётся с 1998 года. 32 страниц А3, полноцвет. Тираж 43000 экз. Распространяется бесплатно.
- «В каждый дом» - рекламное издание. Тираж 32000 экз.
- "Новый Котлас" - бесплатная газета, выпускаемая администрацией Котласа на бюджетные деньги.
Интернет СМИ
- «Kotlas-city.ru»[42] — Официальный сайт администрации Котласа.
- «Kotlas-info.ru»[43] — Котласский городской информационный портал.
Интернет-провайдеры
- Интернет-провайдер «Ростелеком» — оператор связи в Коряжме и Котласе. Предоставление доступа в интернет физическим и юридическим лицам.
- Интернет-провайдер «ТТК» — оператор связи в Коряжме и Котласе. Предоставление доступа в интернет физическим и юридическим лицам.
- «Интернет29» — оператор связи в Архангельской обл, также работающий в других регионах России. Предоставляет населению высокоскоростной доступ к интернету.
- «Астра-север» — оператор связи в г.Котласе. Предоставляет населению высокоскоростной доступ к интернету.
Города - побратимы
Отражение в кинематографе
В фильме Стенли Кубрика «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу», Котлас подвергается атомной бомбардировке, что запускает машину судного дня, и, как следствие, приводит к ядерномуапокалипсису.
Так же в посёлке Вычегодский происходили съёмки эпизода документального фильма о России: "National Geographic. Винни Джонс: Реально о России: Железнодорожники"[44].
Отражение в литературе
Поднятая целина Михаила Шолохова:
— Откуда ты?.. — спросил он, поражённый встречей, всем видом страшно исхудалого, неузнаваемо изменившегося Тимофея.
— Откуда не возвертаются… Из ссылки… Из Котласу.
— Неужли убёг?
— Убёг…
Пришвин М. М. Глаза земли. Корабельная чаща
Так было в ту ночь, когда вдруг из лесов бросились реки и вся присухонская низина сделалась морям. Тогда из Сокола в Котлас на всех парах мчался буксирный пароходик с начальниками, хорошо знавшими Мануйлу по прежним сплавам.
Какой тут мог быть разговор о каких-то своих маленьких частных делах, когда реки поднимают и выпирают лес в глубинных заломах, когда даже все служащие в той же Верхней Тойме, бывало, и сам прокурор с баграми в руках спешат на помощь бурлакам.
Дьяконов В. Б. Я, лагерная пыль, свидетельствую / [лит. запись Ю. М. Мирошниченко]
Город в городе — Котласский пересыльный лагерь — пересылка Подъездные железнодорожные пути. Пакгаузы. Огромный, в три этажа, дом-барак. Палатки Брезентовый временный рай на 30 тысяч человек. «Рыскало». Собаки, Вышки. Пулемёты. Полоса вспаханной земли. «Вышел на полосу — стреляем на поражение». Колючая проволока. Длинный ряд уборных Два барака образуют зону. 12 зон.
Северо-Печорская железная дорога — спрут. Питается зеками из Котласа.
Почётные граждане города
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 7 декабря 2011. |
- Аввакумова Анастасия Алексеевна (1909—1996 гг.)
- Антоновский Владимир Вячеславович
- Боголюбова Зоя Капитоновна (1937—2002 гг.)
- Бугай Дмитрий Иванович
- Вахрушев Алексей Алексеевич
- Голубцова Алевтина Павловна
- Гулякин Николай Фёдорович
- Елсаков Георгий Николаевич
- Кабаков Анатолий Михайлович (1940—1991 гг.)
- Ковригин Вениамин Иосифович (1924—1981 г. г.)
- Меркушев Александр Максимович (1918—1991)
- Минков Исаак Абрамович (1911—1985 г. г.)
- Нюхина Валентина Александровна
- Омельчук Степан Григорьевич
- Первушин Леонид Семёнович
- Ракитин Василий Федотович
- Селиванов Григорий Иванович
- Третьякова Маргарита Николаевна
- Туробова Елизавета Сергеевна (1904—1978 г. г.)
- Шубин Дмитрий Петрович (1921—1996 г. г.)
- Чирков Юрии Иванович
- Шергин Родион Олегович
- Ярманова Нина Никаноровна (1930—2010 гг.)
- Хмельнова Дина Тимофеевна[45]м
Поделиться с друзьями: